Святые и достопримечательные
места

На территории охотхозяйтсва находится источник Святого Николая Угодника. На базе освещено место под строительство небольшой часовни в честь Святого Николая Угодника.

 

 

DSCF4312

DSCF4310
DSCF4322

DSCF4321
DSCF4318 DSCF4320 DSCF4327
DSCF4324 DSCF4325  DSCF4374
DSCF4375
1. Съёмка сериала «Лесник»2. Сайт п.Навля3. НЛО над Кукуевкой4. Навлинский музей партизанской славы
5. Купель в селе Партизанское Навлинского района

 

 

 

 

 

 

ссылка на сайт Святые источники России
6. «Партизанский дуб» в селе Салтановка Навлинского района

 

 

7. Навлинские чудеса

 

В лесах Глинного можно попасть в другое измерение.После выхода статьи о «Дубах-колдунах» мы получили много откликов от старожилов окраины Навли. Вот и решили вновь вернуться к этой теме. И отправились к бывшему жителю Заложья — места, где когда-то жил и хозяйничал разбойник Кудеяр.Пещерные люди- Раньше наше местечко Кудеярами называлось, только сейчас в нем никто не живет, — вспоминает Андрей Николаевич Никишин. — Я еще пацаном видел огромный каменный подвал, где разбойнички укрывались от людей. В Кудеярах хорошая меловая гора есть, в ней много медных вещей находили: кружки, горшки, черепки. Особенно когда к горе река Навля подходила и вымывала оттуда сокровища. Она ведь бродячая, а в ее засохших руслах тоже, поговаривают, лихие люди прятались.По словам Андрея Николаевича, у Кудеяра ходы подземные были, от самого Трубчевска тянулись, как метро. А по дороге от Глинного купцы да торгаши ездили. Вот их-то разбойнички и обирали. Богачей они вычисляли по колесам: если обтянуты обода железом, значит, денежки водятся. А если деревянные — лыковый дед едет. Таких не трогали.- У меня у самого прадед купцом был, — признается читатель. — Да, слава богу, Кудеяр его не трогал.О знаменитом разбойнике поинтересовались мы и у местного главы Владимира Ивановича.- Слышал я рассказы про Кудеяра. И здесь, и в Сорочьем логу он свои дела вершил. Куда награбленное девал, — никому неизвестно. А еще про пещерных людей легенды ходят. Они в Заложье нападали на путников, грабили, убивали. Верить в это или нет — каждый решает сам. Я же думаю, что-то такое когда-то было. Да вы лучше у директора школы в Глинном полюбопытствуйте. Там вам много чего интересного расскажут.В местной школе учатся всего четыре ученика. Все они о знаменитом разбойнике слышали страшные сказки. Директор школы, Любовь Алексеевна, не местная. Но глинновцы щедро познакомили ее с достопримечательностями деревни.- Когда-то в Заложье обитали пещерные люди. Выходили они только по ночам. Жители Глинного их очень боялись, потому что они защекотать насмерть могли. Ну а уж если кому приспичило ночью в поле поработать, обязательно костры везде разводили, — пещерные люди огня боялись. Жилище себе они выдалбливали в пещерах, а тела их были покрыты густой шерстью. Пещеры те существуют в Заложье до сих пор. Как говорят местные бабули, «жили они на самом деле али нет — никто не ведает, а вот огонюшки в тех местах часто замечали по ночам…»Места заповедныеПо свидетельствам очевидцев, в глинновских лесах можно попасть в другое измерение. Были случаи, когда посреди леса встречались ягодникам и грибникам люди в парадных костюмах и необычных одеждах.

- Зайдешь в лес — слышишь голоса, петухи кричат, машины гудят, а выйти не можешь. Я всегда предупреждаю детей: «Никогда не идите в лес с плохими мыслями».

С соседкой директора школы странный случай в лесу приключился. Пошла женщина как-то в лес, да ягод мало набрала. В сердцах возьми да скажи: «Все, нога моя сюда не ступит!» Сказала и забыла, а в другой раз опять пошла в лес с невесткой да с собаками охотничьими. Долго плутали по лесу, все кругами ходили, а дорога-то ведь прямая. Хорошо, хоть под вечер на домик лесника набрели! Утром и дорогу вспомнили, и то оскорбление, что лесу в прошлый раз соседка нанесла. Подобных историй в Глинном великое множество. Если с плохими помыслами люди в лес идут, обязательно в трех дубах заплутают…

- Раньше на месте школы церковь была, — продолжает рассказ Любовь Алексеевна. — По ночам мы здесь не бываем, боязно. Вдруг в ней страсти какие творятся? Лет пять назад строили мы сарай и, когда ставили столб, попали в глубокую бетонированную нишу. В этом году канавку копали — на кирпичную кладку наткнулись. Она такая крепкая, что невозможно разбить! Специалисты говорили, что для нее раньше белок яйца смешивали с мелом и еще чем-то. Может быть, возле школы какой-то колодец или ход имеется. В окрестностях школы люди много старинных монет находили и другого ценного добра. Да только мы решили: не буди лихо, будет тихо.

Лесовые

Вместе с директором школы мы отправляемся в гости в Танькин поселок, к старожилам бабе Нюре и тете Тане.

- А я в прошлом веке с медведем встретилась — радостно сообщает Татьяна. — Везла через лес стирать на санках девичьи вещички. А он, гадость, идет, даже не глядит на дорогу. Ступ-ступ по дорожечке. Хорошо, что в санях у меня пила и топор оказались! Я их взяла да как загремлю! Медведь с перепугу сиганул аж на 12 шагов! А я и сама перетрусила. Домой приехала, вся трясусь, «подкуриваться» (избавляться от недуга) к бабке Кате ходила, она пошептала надо мной, и все обошлось.

Рассказали бабули, что в их заповедных лесах живет святой народ — лесовые. Еще есть луговые, полевые, водяные. Они могут хорошее простым смертным делать и наказывать за провинности.

Однажды глинновский мужик заблудился под вечер в лесу, а навстречу едут мужики на конях. Пригласили его в гости, завели в палаты белокаменные, которых он в деревнях отродясь не видел. Женщины там красивые, дети, но больше всего мужику кони понравились. Накормили его хозяева ужином, спать уложили, а утром проснулся он в чистом поле у Глинного.

- В лесу нельзя лаяться, особенно мужикам, — поучает баба Нюра. — Святая тут земля. Другой парень поехал в лес на коне, заплутал, увидел женщину с пацаном да матюкнулся. В тот же миг на него такой страх напал! Примчался домой, на печку забился и людей сторониться стал. Родня его ходила в лес прощения у лесовых просить. Мамка лесового непутевого простила, а сын — нет. Сильно осерчал, что мужик при его родительнице ругнулся. Так и помер тот бедолага вскоре, перепуганный.

Еще к одному местному деду из Глинного лесовые по вечерам в гости ездили и разговаривали с ним на своем языке. У него всякая живность в доме водилась и всего в достатке было. А бабка его любопытная, как все женщины, каждый раз пыталась разговор подслушать, да только ничего не понимала. За это лесовые на деда обиделись. На следующий день во дворе всю живность как корова языком слизала. Долго они потом не приезжали, пока дед сам в лес не пришел и на коленях прощения не попросил.

А местная знахарка, бабка Колтунова, ходила к лесовым «купорезничать» (роды принимать). Однажды ее за этим занятием соседка застала, да помогла: оторвала рукав от своей одежды, чтобы малыша завернуть. Никому про это не сказала. Ночью приезжает за ней пара лесовых на красивых лошадях с горящей сбруей:

- Что ж ты помогла, а за благодарностью не идешь? Поехали в гости! Отвезли ее в палаты белокаменные, там красота неземная! Как будто женщина в другое измерение попала. И попросили стать крестной матерью для новорожденного. С тех пор она ни в чем не нуждалась, но в каждый день рождения крестничка за ней гости из леса по ночам приезжали.

Святой источник

Еще одна местная достопримечательность — святой колодец. По словам очевидцев, возле источника много лет назад икона Николая Угодника на дубу появилась. С тех пор к нему приходят люди со своими бедами и болезнями на Николу, 22 мая. Вещи свои в залог оставляют («обрекаются»): если болит голова — платок, ноги — чулки.

Как рассказывает баба Нюра, однажды тетка Маманиха повесила там шерстяной платок, а одна девка покрыла им голову. Ни с того ни с сего, заикаться начала.

Впоследствии дуб, на котором икона появилась, местные жители срубили и привезли на бочину к Алехе Колтуну. За такую провинность в тот же год стали на этой улице люди вымирать.

Сам же ручей со святой водой течет очень интересно: три года он есть, три года — нет. Говорят, ведьма воде половиком забивает путь. Наши собеседницы своими глазами у этого ручья новый половик видели!

В советские времена в этот источник бензин лили, чтоб народ отпугнуть, да только толку мало. Люди как шли к нему со своими горестями, так до сих пор и идут. Но свято соблюдают три заповеди: там нельзя купаться, раздеваться, браниться.

Нечистая сила

Помимо святого источника и лесного народа много нечисти водится в округе.

- После войны жили у нас мать с дивчиной, — вспоминает тетя Таня. — Мамка заболела и говорит: «Сходи к бабке в соседнее село за помощью». Бабка согласилась помочь, на воду наговорила и отдала баночку. Побежала дочка назад с водой, да споткнулась по дороге. Расплакалась и слышит голос: «Что ж ты меня на полдороги бросила?» Оказалось, что бабка эта мамке ее «покрикуху» наговорила вместо помощи. Если б выпила она воду, вселился бы в нее бес. А господь не допустил!

- А Машку Козу, покойницу, помнишь? — перебивает ее баба Нюра. — Ходила она летом в лес по ягоды да надела сапоги. Не доходя леса, увидела свежий след. Думает: «Кто ж это меня опередил?» И наступила на него. С тех пор у нее язык отнялся. А вскоре, сердешная, умерла. Не зря же говорят, что нельзя мерить человеческий след. Ну зачем он ей нужен был?

Очевидцев следующей истории очень много. Было это еще до войны. Заболели у местной девушки Нюши зубы. А рядом жил сосед — старый дед с черными руками и длиннющими черными ногтями. Узнал он про Нюшину беду и велел на зорьке прийти. «Открывай рот да помни: зубы твои никогда болеть не будут, но если один выпадет, выпадут и все. И как щелкнет по зубам! Каждый из них треснул. Прожила она долгую жизнь, и действительно, ни разочка зубы не болели! А ближе к старости за месяц выпали все».

Про ведьмаков и ведьм по округе много страшных легенд гуляет. Техничка однажды ночью видела в окошко, как старуха у натопленной печи корчилась, да кричала нечеловечьим голосом. Такая потребность у нее была сделать что-то плохое! Несколько других старух умереть долго не могли, все стонали да охали, пока им печки в хате не разобрали.

- А ведь еще в прошлом году на ведьмином дубу одна веточка живая была, — вспоминает Любовь Алексеевна. — В этом году дерево засохло полностью. Наверное, все ведьмы перевелись. Ну и слава богу.